С 1 января 2026 года в России вступает в силу масштабная налоговая реформа 2026, затрагивающая практически все направления налогообложения. Изменения коснутся порядка расчета, сроков уплаты и условий применения специальных режимов.
Главная цель реформы - повысить прозрачность и эффективность налоговой системы, обеспечить стабильные поступления в бюджет и сократить количество серых схем, включая искусственное дробление бизнеса.
На данный момент инициативы находятся в стадии рассмотрения. Минфин и ФНС России указывают, что новые нормы направлены не только на повышение налоговой нагрузки, но и на упрощение администрирования, сокращение дублирующих отчетностей и уведомлений.
Предпринимателям и бухгалтерам стоит заранее ознакомиться с поправками к Налоговому кодексу, чтобы своевременно адаптировать учетную политику, договорные отношения и систему налогообложения. Подготовка к переходу должна начаться уже в 2025 году, чтобы встретить реформу без штрафов и организационных рисков.
С 2026 года вступают в силу новые правила, регулирующие порядок перечисления налоговых платежей. Если установленная дата уплаты налога совпадает с нерабочим или праздничным днем, обязательство необходимо исполнить в последний рабочий день перед выходными. Таким образом, поступления в бюджет будут происходить раньше, чем по действующему сейчас порядку.
Для имущественных налогов предусмотрено изменение календарных сроков. Организации должны будут перечислять итоговые суммы по году до 28 марта, а авансовые платежи вносить не позднее 28 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Поправки затрагивают и механизм работы с единым налоговым счетом (ЕНС). Планируется запрет на перевод средств на ЕНС сторонних организаций, если у получателя отсутствует налоговая задолженность. Это направлено на ограничение схем взаимных расчетов между компаниями через единый счет.
Бухгалтерам рекомендуется заранее пересмотреть графики уплаты, сверить остатки по ЕНС и обновить внутренние регламенты документооборота.
С января 2026 года планируется повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость до 22 %. Повышение рассматривается как элемент масштабной налоговой реформы, направленной на выравнивание бюджетных поступлений и оптимизацию расходов государства.
Льготные условия сохраняются: ставка 10 % будет применяться к товарам первой необходимости - продовольствию, детским и медицинским изделиям. Для гостиничного бизнеса продлевается действие нулевой ставки до конца 2030 года, а предприятия общепита смогут работать без НДС при выручке до 3 млрд рублей (ранее - 2 млрд).
Компании, особенно в секторе услуг, должны пересмотреть ценообразование и условия расчетов с контрагентами. Увеличение ставки повлияет на себестоимость и потребует корректировки финансовых планов, чтобы избежать кассовых разрывов в начале переходного периода.
С 2026 года изменяются критерии применения упрощенной и патентной систем налогообложения. Для организаций и ИП, работающих на УСН, лимит доходов, позволяющий не начислять НДС, снижается с 60 млн до 10 млн рублей. Это фактически ограничивает возможность работать на прежних условиях компаниям среднего размера.
Для патентной системы (ПСН) устанавливается тот же порог дохода - 10 млн рублей в год. Кроме того, из перечня видов деятельности исключаются грузовые перевозки и розничная торговля в стационарных помещениях. Сохраняется возможность применения ПСН только при нестационарных формах торговли.
Такое изменение законодательства требует от предпринимателей оценки рентабельности и заблаговременной подготовки к возможному переходу на общую систему налогообложения. Бухгалтерам предстоит обновить учетные регистры, пересчитать налоговые обязательства и внести изменения в учетную политику.
С 2026 года меняется порядок налогообложения доходов физических лиц. В рамках налоговой реформы вводится ряд поправок, направленных на поддержку семей и стимулирование граждан к официальной занятости.
Планируется увеличить стандартные вычеты на детей, их размер возрастет примерно в два раза в зависимости от количества детей в семье. Эти изменения направлены на снижение налоговой нагрузки для работников с детьми и повышение интереса работодателей к легальной выплате заработной платы.
Одновременно в Налоговый кодекс вводится механизм частичного возврата уплаченного НДФЛ для семей с несовершеннолетними детьми, так называемый налоговый кэшбэк. Конкретные параметры возврата и порядок оформления определит Минфин России при доработке подзаконных актов.
Расширяется и перечень необлагаемых доходов. Материальная помощь при рождении ребенка до 1 млн рублей освобождается от налога. Дополнительно рассматривается новый вычет на расходы, связанные со спортом и фитнесом, как мера поддержки здорового образа жизни.

С 2026 года изменяются правила расчета и перечисления страховых взносов. Планируется отмена единого льготного тарифа, который действовал для большинства предприятий малого и среднего бизнеса. Теперь сниженные ставки будут сохранены только для отдельных направлений, признанных приоритетными: производства, транспорта, обрабатывающей промышленности и сферы электроники.
Для остальных организаций начнет действовать общий порядок - 30 процентов в пределах установленной базы и 15 процентов сверх нее. Исключение составят отдельные категории работодателей, перечень которых будет утвержден правительством.
Для IT-компаний ставка увеличится с 7,6 до 15 процентов. Министерство финансов поясняет, что это необходимо для выравнивания нагрузки между секторами и стабилизации бюджетных поступлений.
Особое внимание уделяется выплатам руководителям. Если оклад директора ниже минимального размера оплаты труда, страховые взносы придется рассчитывать исходя из МРОТ. Бухгалтерам важно заблаговременно проанализировать фонд оплаты труда и учесть рост обязательных начислений при планировании бюджета на 2026 год.
В рамках налоговой реформы продлевается действие ограничений по учету убытков прошлых лет. Налогоплательщики смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль не более чем на 50 % за счет ранее полученных убытков вплоть до 2030 года. Эта норма уже закреплена в поправках к Налоговому кодексу РФ и направлена на обеспечение стабильных поступлений в бюджет в условиях изменения макроэкономической ситуации.
Кроме того, расширяется возможность применения федерального инвестиционного вычета. С 2026 года его смогут использовать не только отдельные организации, вложившиеся в капитальные объекты, но и группы компаний, если инвестиции осуществляются в рамках одной структуры.
Для бухгалтеров эти изменения означают необходимость пересмотра налогового планирования, корректировки графика признания убытков и оценки экономической целесообразности применения вычетов в новых условиях.
В 2026 году предусматриваются уточнения в порядке применения специальных налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Для ИП, использующих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», а также для налогоплательщиков, работающих на едином сельскохозяйственном налоге, в Налоговом кодексе планируется закрепить обновленный порядок расчета дополнительного страхового взноса 1 процент. Его будут определять исходя из разницы между суммой доходов и произведенными расходами, при этом суммы ранее уплаченных взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию учитываться не будут.
Одновременно обсуждаются изменения в режиме налога на профессиональный доход (НПД). Правительство рассматривает возможность введения дополнительных критериев для предотвращения подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми.
Минтруд и ФНС уже проводят проверки компаний по признакам фиктивной самозанятости. В случае системных нарушений может последовать пересмотр ставок НПД или ограничение сотрудничества с юридическими лицами. Эти изменения направлены на повышение прозрачности и легализацию трудовых отношений.
С 1 января 2026 года вступают в силу новые правила электронного документооборота между организациями. Согласно разъяснениям ФНС России, компании не смогут обмениваться через операторов ЭДО товарными накладными и актами выполненных работ. Передача этих документов будет осуществляться исключительно через обновленные государственные сервисы налоговой службы.
Изменения направлены на унификацию форматов электронных документов, повышение контроля за оборотом первички и исключение расхождений между поставщиком и покупателем. При этом существующие операторы ЭДО сохранят функции по передаче счетов-фактур и универсальных передаточных документов до завершения переходного периода.
Бухгалтерам и предпринимателям необходимо заранее проверить совместимость программного обеспечения с требованиями ФНС и провести тестирование обновленных форматов обмена. Несвоевременная адаптация может привести к сбоям при передаче отчетности и риску нарушения сроков налогового учета.
Предстоящие изменения в налоговом законодательстве требуют от компаний и предпринимателей тщательной подготовки еще до начала 2026 года. В первую очередь необходимо проверить договоры, особенно те, где указана фиксированная сумма с учетом ставки НДС. При необходимости следует заключить дополнительные соглашения, предусматривающие автоматическую корректировку при изменении налоговой ставки.
Далее важно оценить объем выручки и спрогнозировать, не превысит ли он новый лимит в 10 млн рублей для УСН и ПСН. При приближении к этому порогу стоит заранее рассмотреть переход на общий режим налогообложения, чтобы избежать доначислений.
Кроме того, рекомендуется проверить зарплаты руководителей и сотрудников на соответствие уровню МРОТ, пересчитать страховые взносы и актуализировать внутренние регламенты по работе с ЕНС и ЭДО.
Заранее продуманная стратегия позволит бизнесу пройти переходный период без штрафов и кассовых разрывов.
В период масштабных изменений в налоговом законодательстве особенно важно иметь рядом опытных специалистов, которые смогут обеспечить корректный переход на новые правила. Эксперты BIS отслеживают все законопроекты и официальные разъяснения Минфина и ФНС России, анализируют их влияние на разные формы бизнеса и оперативно обновляют внутренние регламенты учета.
Компания предоставляет услуги полного бухгалтерского сопровождения - от расчета налогов и подготовки отчетности до адаптации учетной политики под новые нормы. При необходимости специалисты помогут пересчитать лимиты по УСН, определить оптимальную систему налогообложения и скорректировать порядок уплаты взносов.
Такой подход позволяет клиентам BIS своевременно реагировать на изменения, минимизировать риски штрафов и сохранить финансовую устойчивость даже в условиях масштабной реформы.
| Упрощенная система налогообложения (УСН) | 4 500 руб в квартал |
| Общая система налогообложения (ОСНО) | 5 500 руб в квартал |
| УСН – 6% | 11 500 руб в месяц |
| УСН – 15% | 17 000 руб в месяц |
до 5-ти сотрудников |
до 100 операций в месяц |
| От 21 500 руб в месяц | До 30 000 руб в месяц |