Упрощенная система налогообложения (УСН)

Многим открывающимся фирмам невыгодна базовая система налогообложения, которая присваивается автоматически и начинает действовать сама по себе, если не предпринять своевременных мер. В данном материале речь пойдет об упрощенной системе налогообложения. Рассмотрим все тонкости: как перейти на УСН в 2017 году (в просторечии можно услышать слово «упрощенка»), что следует учесть в первую очередь и т. д. Разберем минусы и плюсы системы. Также важен вопрос – что надо знать предпринимателю, чтобы не столкнуться с проблемами уже на ранней стадии регистрации бизнеса. Речь идет об оформлении и подаче документов.

Достоинства и особенности УСН

В результате регистрационных действий, нужно прийти к тому, чтобы добиться уменьшения выплат в бюджет и направить работу новой компании в самое выгодное русло для предпринимателя. Сейчас "упрощенка" набирает обороты и становится всё более популярной; сразу нужно оговориться, что это предложение является актуальным для малого бизнеса, поскольку существует порог уровня продаж, после которого данная система перестает действовать. Если говорить о формах существования организации, то возьмем такие распространенные варианты, как «ООО» и «ИП». Отметим основные достоинства УСН:

  1. небольшая налоговая нагрузка;
  2. отсутствие некоторых налогов;
  3. менее высокие требования к ведению учета;
  4. только годовая отчетность;
  5. возможность получения льгот;

В рамках данного варианта существуют 2 направления.

Первое: доходы. Второе: доходы минус расходы.

Необходимо помнить, что так называемые «зарплатные налоги» компании, применяющие УСН уплачивают точно так же, как и все остальные предприятия. Вся специфика этой системы касается всех налогов, кроме зарплатных.

Напоминаем, что ИП должны платить не только зарплатные налоги за наемных сотрудников, но и отчисления в пенсионный фонд за себя лично, как предпринимателя.

Ставки для УСН

Во-первых, важным достоинством системы является та особенность, что налоговые ставки здесь существенно ниже, если сравнивать с базовой системой, которая присваивается автоматически в случае бездействия. По объекту «доходы» платят 6 процентов до выручки 300 тысяч рублей в год и дополнительно 1% с выручки выше 300 тысяч, а по объекту «доходы минус расходы» – 15 процентов (причем существует легальная возможность снижения этой ставки до абсолютного минимума в 1%).

Те предприятия, у которых затраты составляют не более 60% от всей полученной выручки (то есть, у которых рентабельность 40 и более %), конечно же, должны выбирать в качестве объекта – доходы, поскольку в этом случае, все полученные доходы являются прибылью, а она после налогообложения может быть потрачена по усмотрению предпринимателя без оглядки на то, что налоговая может не признать расход для целей налогообложения. А те, у кого уровень затрат по сравнению с полученным доходом ниже 60%, должны очень тщательно взвесить все «за» и «против» при выборе одного из двух вариантов налога.

Эта система налогообложения предусматривает, что у Вас до 100 сотрудников, до 150 млн. рублей годового оборота и остаточная стоимость активов не превышает 150 млн. рублей. Налоговая нагрузка значительно снижается по причине того, что этот налог заменяет три других налога, которые уплачивают предприятия, использующие основную систему:

  1. Налог на прибыль;
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС);
  3. Налог на имущество (кроме недвижимости по кадастровой стоимости);

Нюансы с авансовыми выплатами

Поскольку декларация по УСН сдается только 1 раз в год, то выплаты авансовых платежей поквартально предприятие исчисляет самостоятельно, что дает ему возможность оплачивать в течение года, например, меньшую сумму налога, чем это должно быть, поскольку налоговая не может проверить корректность расчета налога, не выставит требование и не спишет налог инкассовым распоряжением самостоятельно . Но этот расчет налоговая проверит при сдаче годовой отчетности, и последуют пени за несвоевременную оплату.

Это дает возможность предпринимателю самостоятельно регулировать сроки выплаты, если у него возникла сложность с притоком денежных средств, и если он готов по итогам года оплатить все насчитанные пени. Последнее время все больше предпринимателей предпочитают не нарушать сроки и суммы оплаты по налогу, чтобы не иметь проблем в будущем с налоговой.

Учет и отчетность по УСН

Если брать критерий трудоемкости, то и по этому параметру УСН находится в более выгодной позиции чем ОСНО. На самом деле, документы оформляются не так сложно, как может показаться. Если говорить о такой вещи, как налогообложение, то нужно знать, что бухучет ведется в специально разработанной книге, которая так и называется «книга учета доходов и расходов»; главное, чтобы она была верно составлена, ведь для каждой системы имеется своя вспомогательная документация.

Общества с огр. ответственностью должны вести бухгалтерский учет; это, разумеется, не касается индивидуальных предпринимателей.

Предприятия обычно пользуются спец. программами, вроде 1С. Очень удобно, что отчетность УСН предоставляется всего одним единственным документом, речь идет о единой налоговой декларации, которая имеет определенные ограничения и условия оформления, составления, а также фиксированные даты подачи, причем для разных форм ведения бизнеса сроки разные. Для ИП – до конца апреля. Для ООО – до конца марта.

Нюансы заполнения декларации

Рекомендуется ознакомиться с образцом заполнения формы на текущий год, так как бумаги могут отличаться. Каждый год появляются незначительные изменения, которые неопытным глазом заметить очень сложно. Именно по этой причине к данному вопросу стоит относиться щепетильно и особым вниманием. Также у предпринимателя должно быть представление о том, как составляется так называемая нулевая декларация, лучше всего свериться с актуальным образцом, который можно достать на специализированных сайтах или на официальных порталах помощи предпринимателям.

Важно помнить, что по УСН существуют не только годовые сдачи отчетности, но и квартальные, каждые 3 месяца. Декларация сдается только в конце года, но текущая отчетность должна вноситься порционно. Частичные выплаты называются авансовыми платежами и часто имеют место. Стоит посоветоваться с бухгалтером и рассмотреть этот вариант. Возможно, именно он подойдет лучше всего. Также нужно знать, что в случае просроченной выплаты, придется внести «неустойки», при этом будут начисляться «пени», поэтому лучше не затягивать с этим вопросом.

Особенности УСН

Обязательно стоит обратиться к первоисточнику, то есть к Налоговому кодексу, а именно к главе 26.2, где подробно расписаны все нюансы.

Переход на УСН можно осуществить как при первичной регистрации, так и переходя с другой системы. И, если для перехода с основной системы налогообложения переход возможен только 1 раз в год (в конце текущего года), то, например, переход с ЕНВД возможен с начала месяца, в котором прекращена деятельность по ЕНВД (при этом надо уведомить налоговый орган в течение 30 дней с этой даты).

Кстати, перейти с объекта налогообложения «доходы» на «доходы минус расходы» и обратно можно тоже только 1 раз в год.

Интересно, что не все организации могут работать в упрощенном режиме, нужно знать, какие существуют ограничения. Если сумма доходов за три декады не превысила 112 млн. рублей, то можно подать заявление о переходе в УСН. При этом важно не подпасть под запрещающие пункты, речь о которых пойдет далее.

Во-первых, не попадает сюда вся финансовая и денежная сфера: частные банки, ломбарды, инвестиционные организации, заемные конторы и многое другое. Разумеется, вычеркиваются также и все учреждения, которые имеют бюджетную основу. Касается это и так называемых «дочерних» фирм, доля участия других организаций в которых превышает 25%. Также предприятия с остаточной стоимостью активов более 150 млн. рублей не могут оформить УСН.

Немногие знают о том, что если у вашей фирмы имеются филиалы, то автоматически упрощенная система становится для вас невозможной. Если предприятие начало платить единый СХ налог, то также теряет возможность участия в УСН. Касается это и расширяющихся фирм, которые, увеличивая свой штат, дошли до 100 сотрудников – это максимально допустимая величина. Не секрет, что под ограничения попадают и все юридические организации (юр. конторы, бюро, частные нотариусы и др.); это общеизвестный факт.