Счета бухгалтерского учета

В отличие от многих развитых стран, где план счетов бухгалтерского учета каждое предприятие устанавливает самостоятельно, следуя общепринятым в этой стране бухгалтерским стандартам, в России план счетов жестко закреплен законодательством и предписан для использования всеми коммерческими структурами. Также существуют подобные планы для бюджетных организаций.

Конечно, такая унификация хороша для проверяющих, поскольку удобно контролировать, когда у всех одинаковые операции, отражаться одинаково. Но бухгалтерский учет, в первую очередь, предназначен не для проверяющих, а для того, чтобы предприятие имело полную, достоверную и структурированную в соответствии с ПБУ финансовую отчетность. С помощью информации из бухгалтерских регистров, руководство должно иметь возможность оценивать текущую ситуацию и принимать необходимые управленческие решения, чтобы добиваться поставленных перед бизнесом целей.

Тем не менее, раз законодательно закреплен определенный порядок отражения по конкретным счетам - план счетов бухгалтерского учета, необходимо его соблюдать. Для этого надо понимать, что представляют из себя эти счета бухгалтерского учета 2017. Во-первых, все счета делятся на:

  • активные - это такие счета, где остаток должен быть всегда по дебету (например, счета учета товарно-материальных ценностей и денежных средств)
  • пассивные - это такие счета, где остаток должен быть всегда кредиту (например, амортизация основных средств или нематериальных активов)
  • активно-пассивные - это счета расчетов и счета финансовых результатов, где остаток может быть как дебетовый, так и кредитовый (как правило, это счета расчетов с контрагентами, либо счета прибылей и убытков)

Соответственно надо понимать, что когда вы ведете учет в бухгалтерской программе (например, 1С Бухгалтерия) и программа вам показывает остатки красным, то операции отражены некорректно, а значит и финансовая отчетность будет, скорее всего, неверной.

Понятно, что у активных счетов не может быть пассивного остатка, поскольку это означает, что потрачены деньги, которых не было, или израсходованы материалы, которых также не было у предприятия. Что касается активно-пассивных счетов, то всегда нужно быть внимательным при проведении операций по этим счетам, поскольку бухгалтерская программа обычно ведет учет в разрезе документов и договоров, и если не уделять этим моментам достаточного внимания, то в учете будет, мягко выражаясь, беспорядок.

Во-вторых, правильное использование счетов для отражения происходящей деятельности в учете, является залогом того, что при закрытии отчетного периода, можно будет с большой долей уверенности сформировать качественную, то есть корректную, отчетность.

Для того, чтобы не запутаться в бухгалтерских проводках при отражении хоз. операций в базе, лучше всего не применять творческий подход и не пытаться самостоятельно придумывать проводки, а воспользоваться стандартным набором функций программы, в которую уже заложены и законодательство в области бухучета и налоговый кодекс. Если же вам не удается с помощью стандартного функционала записать ту или иную операцию в базу, то это не значит, что программа плохая и придется делать ручные проводки, это значит только одно – вы не имеете достаточных знаний программного продукта и навыков его использования.

Конечно в интернете можно найти много различных комментариев на тему того, как составлять проводки по разным операциям, но надо помнить, что в этом ресурсе информации очень много и какая из них является добротной, а какая только субъективным мнением автора, разобраться порой очень сложно.

Поэтому самое правильное, как только возникают сомнения по применению плана счетов бухгалтерского учета, надо обратиться к профессионалам - контакты (мы постараемся Вам помочь).